Примерно 5 лет назад на одном из зарубежных исторических форумов была представлена очень любопытная ваза, модель довольная популярная и известная, но вот декор её и особенно клеймо вызывали немалое удивление. Не было сомнений том, что ваза подлинная. Необычным было её двойное клеймение и декор…
Примерно 5 лет назад на одном из зарубежных исторических форумов была представлена очень любопытная ваза, модель довольная популярная и известная, но вот декор её и особенно клеймо вызывали немалое удивление. Не было сомнений том, что ваза подлинная. Это так же подтвердили мной уважаемые коллеги и друзья Dennis Porell и Kris Lindblom. Недавно владелец вазы написал мне письмо, в котором попросил, насколько это возможно, попытаться выяснить её происхождение. С подобной же просьбой я обращаюсь ко всем, интересующимся историей фабрики, возможно среди них есть и профессиональные керамисты. Свои размышления я изложу ниже.
При отсутствии документальных свидетельств, приходится довольствоваться собственными предположениями и догадками. Похожая история была с вазой Бергера, но там сам предмет нёс в себе значительную информацию. Всякий раз сталкиваясь с предметами не описанными в специальной литературе или с известными, но имеющими явные признаки каких либо изменений или модификаций, первое, что необходимо сделать – это внимательно и детально изучить сам предмет. В данном случает это ваза Allach, имеющая серийный номер 503. Такой формы и под таким номером она выпускалась фабрикой и в фарфоре, и в керамике. В фарфоровом исполнении она была с белой глазурью, в керамическом – с разными поливными глазурями зелёных или песочных оттенков, тёмно-коричневой с рельефным цветочным декором.
Керамическая ваза №503, фото из каталога 1938/1939
Начало производство вазы датируется 1938 годом, 503 модель была выпущена в фарфоре (52 штуки) и в керамике (14 штук). В 1939 году фарфоровых ваз было выпущено 32 штуки белых и 22 (!) цветных. Здесь уместно задать вопрос – возможно ли то, что цветные фарфоровые вазы были именно такие, с цветочным декором и серой глазурью? Нет. Обозначенные как «цветные» вазы этой серии были с декором из горизонтальных линий.
Фарфоровая ваза №503, варианты декорирования.
Внимательно изучая вазу (я попросил владельца сделать крупную её фотографию), можно заметить что слой серой глазури лежит сверху уже предварительно глазурованной вазы. Это особенно видно, если обратить внимание на края контурного рисунка. Светло-серая глазурь в этих местах имеет собственную толщину и немного «рваный» край. Жёлтые тычинки на цветках немного выпуклые, вероятно это ангобные краски, ну, и наконец ваза была ещё раз промаркирована и покрыта ещё одним слоем глазури. Это видно на клейме.
Фарфоровая ваза №503, Allach-Bohemia, фрагмент.
Фарфоровая ваза №503, Allach-Bohemia, клеймо.
Тарелка с «луковым» декором
|
Вероятно, что подлинную историю создания этой вазы мы вряд ли когда-нибудь узнаем, но судя по тому, что больше нигде никаких предметов Allach, выполненных по такой технологии не встречается, можно предположить, что эта ваза была пробной. Что касается авторства, то здесь вопросов ещё больше. Известно, что жена Освальда Поля (Oswald Pohl) была художественном консультантом фабрики и йольфестовские тарелки с первоцветами и с пожеланиями от имени Поля на оборотной стороне могли быть инициированы ею, но скорее всего этим её участие и ограничилось. Декор вазы имеет явно выраженный восточный мотив – это вишневая ветка с бутонами и цветами. Восточные мотивы были не только не характерны, но скорее чужды фабрике Allach, зато были популярны у чешских мастеров. Достаточно вспомнить знаменитый «луковый узор», который до сих пор является актуальным, если речь идёт о декорировании фарфоровой посуды и ваз. Фарфор с «луковым» декором, называемый «цибулак», в чешских землях производится с 1885 года. Его название связано с декором, представляющим собой стилизованные растительные мотивы в восточноазиатской философии, но приспособленные к европейскому стилю и восприятию. Принятое название «луковый» узор произошло из ошибочной интерпретации одного из мотивов декора – изображения плода граната, неизвестного в то время в Европе и который по своей форме отдаленно напоминает луковицу.
Техническим директором фабрики Богемия до приобретения её концерном Allach был Генрих Хечфишер (Heinrich Hechtfischer), талантливый экспериментатор, возрождавший древние китайские технологии глазурования. Вероятнее всего – это его творение или по крайней мере, работа по декорированию вазы была выполнена под его руководством, так как ничего подобного на фабрике Allach не выпускалось. Косвенным подтверждением моего предположения может служить клеймо фабрики «Богемии», поставленное поверх клейма Allach, как нелишнее напоминание или даже утверждение того, что декор вазы выполнен именно на чешской фабрике. К слову сказать, примеры двойного клеймения, хоть и редки, но встречаются на армейской посуде, как например это блюдо для вермахта, переклейменное для флота.
Фото с военно-исторического форума REIBERT.info
Об отношениях между двумя фабриками достаточно подробно написано в статье Allach-Bohemia, добавлю только, что отношения между фабриками были настолько тесными, что некоторые формы фабрики Allach в Дахау были так же и на фабрике в Богемии. Этим объясняется то, что некоторые предметы, как например фигурки животных, выпускались некоторое время после войны чешским заводом, но уже без маркировки Allach. Это могло быть только в том случае, если на фабрике имелись их формы.
Официально завод «Богемия» стал дочерним предприятием фарфоровой мануфактуры Allach 7 июня 1940 года, но переговоры о потенциальной покупке завода фабрикой Allach начались ещё в середине 1938 года. С 3 декабря 1938 года Генрих Хечфишер стал одном из исполняющих обязанности руководителя завода «Богемия». К этому времени фабрика Allach уже производила вазы 503 серии. Думаю, что для Хичфишера вопрос о будущем слиянии фабрики «Богемия» и Allach был решенным еще в 1938 году. По всей видимости, эта ваза – один из его экспериментов с глазурями как технолога, а как руководителя – шаг политический, так как он кроме прочего был ещё и членом SA. Я бы датировал вазу концом 1938 – началом 1939 года. Это подтверждает клеймо. Оно переходное, точно такое же как на сервизе 1939 года, представленном на международной выставке в Нью-Йорке (фото его есть в статье Allach-Bohemia), только в нём уже отсутствует надпись «made in Czechoslovakia», но лев в картуше ещё не изменён на двойные руны.
Из всего вышенаписанного следует, что:
1. Изначально ваза была изготовлена фабрикой Allach и имела клеймо фабрики Allach.
2. На фабрике «Богемия» на вазу был нанесен новый декор и ваза так же была промаркирована клеймом «Богемии».
3. Автором вазы предположительно является Генрих Хечфишер.
4. Ваза произведена в 1938-1939 году.
5. Ваза с таким декором не была серийной.
Вот такие мои мысли по поводу этой уникальной модели. Если вам есть, что добавить или возразить – давайте обсудим вместе.
P.S. В качестве дополнения к статье, обратите внимание на вазу Генриха Хечфишера образца 1934 года.