Karl Himmelstoß

Карл Химмельштос (Karl Himmelstoß) / [12.7.1878, Бреслау (Вроцлав) – 5.3.1967, Мюнхен]

Карл Химмельштос (Karl Himmelstoß) / [12.7.1878, Бреслау (Вроцлав) – 5.3.1967, Мюнхен]

 

800px-Breslau_Ring_Ostseite_(1890-1900)
Бреслау. Фото 1890 года

Карл Химмельштос (Karl Himmelstoß) родился в городе Бреслау 12 июля 1878 года. Учился в прикладном училище искусств в Берлине у профессоров Менцеля (Manzel Karl Ludwig, 1858–1936) и Хаверкампфа (Wilhelm Haverkamp, 1864–1929). С 1911 года работал на Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине, а с 1912 года по 1938 год был внештатным скульптором на заводе Розенталя. Из многочисленных скульптур, выполненных для завода  особо выделяется серия работ под условным названием «танцы». На одну из таких работ Химмельштоса вдохновил танец сестёр Эльзы, Берты и Греты Визенталь – танцовщиц, фантастически популярных в начале 20 века. Фред Хильдербранд в книге Tänzerinnen der Gegenwart писал: «Я начал свою карьеру современного танца и танцевал с сёстрами Визенталь, что было для меня величайшим открытием после смерти классического балета…» В 1912 году Химмельштос сделал лампу с фигурами «трёх граций».



Карл Химмельштос, Лампа, Розенталь, 1912, модель № 310

В том же 1912 году Карл Химельштос делает великолепную по внутреннему драматизму модель «Кармен».

Карл Химмельштос, Кармен, Розенталь, 1912

Следующая замечательная модель из этой серии – скульптура великой русской балерины Анны Павловой, выполненная в стиле рококо в 1917 году.

Карл Химмельштос, Анна Павлова, Розенталь, 1917, модель № K-451
Карл Химмельштос, «Cплетницы», Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин, модель № 9820, 1912 год
Карл Химмельштос, «Вестфальская крестьянка», Королевская фарфоровая мануфактура, Берлин, модель № 9311, 1910 год
Карл Химмельштос, «Девочка в гессенском костюме», модель № 66, 1913 год
Карл Химмельштос, «Барабанщик», Rosenthal, модель № K-396, 1914 год
Карл Химмельштос, «Олень»
(18)98

С 1913 года Карл Химмельштос работал как фрилансер. После 1918 года выполнял крупномасштабные скульптурные работы. Им созданы многочисленные военные памятники и надгробия павшим воинам в войне 1914–1918 года. Примерно с 1925 года скульптор с женой и детьми жил в Пазинге, пригороде Мюнхена. С 1926 года сотрудничал с Porzellanfabrik Lorenz Hutschenreuther, для которого создал около 30 скульптур.

Карл Химмельштос выполнил в 1940 году для фарфоровой мануфактуры Allach, вероятно по протекции Теодора Кернера (Theodor Kärner), скульптуру-приз Munchner Kindl для BLUMENSCHMUCK-WETTBEWERB «мюнхенского фестиваля-соревнования цветов». В истории фабрики Allach это наверное единственный случай, когда два скульптурных изображения разных авторов воспроизводят символ Мюнхена, геральдический символ, известный с 13 века. В 1937 году профессор Кернер по заказу муниципалитета Мюнхена создал скульптуру Munchner Kindl, номер 81 в каталоге Allach. Скульптура Химмельштоса, исполненная тремя годами позже, не имела номера и, вероятно, никогда не была в продаже. Выпускалась она в двух модификациях – чисто белая и с цветным рисунком на цоколе. Для Карла Химмельштоса она стала единственной моделью, выпущенной на фабрике Allach.

Карл Химмельштос, Munchner Kindl, Allalch, 1940 год                                 Теодор Кернер, Munchner Kindl, Allalch мод. № 81, 1937 год

Существует предположение, что название города Мюнхена происходит от Kloster von Mönchen или «Обитель монахов», словосочетания, связанного с бенедиктинским монастырём, вблизи которого город Мюнхен и был построен. На гербе города изображён монах, и упоминается он как Munchner Kindl, «ребёнок Мюнхена». С 4 декабря 1908 года его изображение находится на шпиле Мюнхенской ратуши. Скульптором был Антон Шмид (Anton Schmid), причём позировал ему 9-летний сын, Людвиг Шмид-Вилди (Ludwig Schmid-Wildy), впоследствии ставший известным актёром. Тиражируемый десятилетиями образ, первоначально выглядевший как на скульптуре Кернера в монашеском одеянии, с остроконечным капюшоном на голове и держащий в левой руке книгу, а правой поднявший два пальца в крестном знамении,  постепенно выродился в нейтральный в гендерном отношении образ ребёнка, а позднее и вовсе в девушку. Сегодня в качестве талисмана пивного праздника Октоберфест Munchner Kindl – это обычно молодая женщина.

Скульптор умер 5 марта 1967 года в Мюнхене, в возрасте 88 лет.

В статье спользованы фото hermann-historica.com, фото из частных коллекций

Добавить комментарий