Йоль

В полночь отец ставит на стол Светильник Йоля. Этот светильник надо зажигать во время каждого семейного праздника. В конце старого года Семейная свеча сгорает, но её пламя должно быть перенесено на новую свечу. Наши предки никогда не разрешали потухнуть огню в домашнем очаге, так и наш светильник должен гореть. Он становится маленьким символом неугасающего Солнца и всем членам семьи предстоит подумать о сути этого ритуала.

 

Jul-Leuchter Allach Ах, ёлочка,
Твоё одеяние хочет меня научить вот чему:Надежда и упорство
Придают смелость и силу в любой момент
Ах, ёлочка,
Твоё одеяние хочет научить меня вот чему…

 

O, Tannenbaum
(старинная новогодняя немецкая песенка)

Йолем1 в дохристианские времена в германских землях назывался праздник, связанный с Зимним солнцестоянием. Точка Зимнего солнцестояния в сакральном смысле этого момента – самый важный этап Йоля и без понимания этого события невозможно объяснить и понять связанные с ним обряды в культуре древних германцев. Проходя по своему годовому пути, Солнце как бы преодолевает четыре самые важные позиции или точки. Это Зимнее и Летнее солнцестояние и Весеннее и Осеннее равноденствие. Исследователь древнегерманского символического и духовного наследия Герман Вирт (Herman Wirth, 1885 — 1981), как и его современники, полагал, что именно момент Зимнего солнцестояния может быть ключевым в пути Солнца по Годовому кругу, так как именно здесь свершается некое чудо, после чего Солнце из постепенного снижения переходит к постепенному возвышению. В древние времена верили, что именно в точке Зимнего солнцестояния «умирает» старое и рождается «новое» Солнце, что в рамках солярных религиозных систем могло бы означать и приход Нового года, который символически весьма похож на этапы человеческой жизни: рождение/юность/зрелость/старость/смерть. Это вера в вечное возвращение и в неизбежное циклическое обновление Природы и Космоса. Именно на таких представлениях и было основано множество обрядов, связанных с солнечным культом не только в Европе, но и во всем мире. Позднее празднование Йоля было постепенно вытеснено европейским христианством и заменено в католической традиции2 на Рождество Христово, с той лишь разницей, что католическое Рождество празднуется спустя пару дней после астрономического Зимнего солнцестояния.

Зигфрид Адольф Куммер
«Власть Священных Рун», 1932

Я не стану подробно останавливаться на том, какую роль сыграли многочисленные исследователи, неутомимые романтики, такие как Герман Вирт или Зигфрид Куммер (Siegfried Adolf Kummer, 1899 – ?), в подъёме интереса к древнегерманскому наследию, архаичной символике, геральдике, рунам в Германии и немецкоговорящих регионах Австро-Венгрии в конце XIX и начале XX века – этому посвящено множество исследований. Отмечу лишь, что идея «возврата к корням» стала одной из фундаментальных в философии национал-социализма. Неверно думать, что в Германии с приходом национал-социалистов к государственной власти празднование Рождества повсеместно было заменено на празднование Йоля. Рождество по-прежнему оставалось самым любимым праздником и активно отмечалось как в мирные, так и в военные годы7. Празднование зимнего и летнего солнцестояния касалось исключительно аппарата СС. Отсюда и Йольский керамический подсвечник и воссозданные древнегерманские кувшины и урны, и Йольские памятные тарелки, выпускавшиеся каждый год на фабрике Allach. И в этой связи весьма интересна брошюра Фрица Вайтцеля3 (Fritz Weitzel, 1904 – 1940), предназначенная для семей СС, в которой по пунктам описываются наиболее значительные праздники в году и празднование Йоля в ней занимает одно из важнейших мест.

 

Фриц Вайтцель. «Проведение
годовых праздников в семье СС»

(Fritz Weitzel. Die Gestaltung der Feste im Jahres-
und Lebenslauf in der SS-Familie)

Эта публикация объясняет в своём первом разделе смысл и значимость наиболее важных празднований года, а во втором – правила организации семейных торжеств. Она предназначена для того, чтобы помочь мужчинам и женщинам из семьи СС получить понимание и опыт проведения этих празднований. Эта публикация должна стать верным спутником для женщины, так как на неё возложена большая ответственность за подготовку и организацию торжеств. Знание обычаев наших предков даёт нам внутреннюю силу духа. Следование этим обычаям даёт нам поддержку и направление в дальнейшем развитии.

F. Wetzel SS-Obergruppenführer

Ежегодные праздники семьи СС – годовой цикл.

С незапамятных времен наши предки поклонялись Солнцу как дающему жизнь и тепло. Оно сияло золотым диском и как колесо катилось через небо. Своим движением Солнце чертит длинные и короткие линии вокруг Земли и его путь – полный круг. В 6 утра мы можем видеть его на Востоке, в 12 часов на Юге, в 6 вечера на Западе, и в полночь, полярным летом, на Севере, где оно заканчивает свой ежедневный цикл. Наши предки пользовались древним календарём и течение всего года отмечали в виде точек на колесе. Во время Зимнего Солнцестояния Солнце появляется на арктическом Севере на короткое время – это южная точка. Во время Иванова дня оно находится в северной точке. Связь этих точек дает линию Север-Юг. В наших широтах Солнце всходит во время летного и зимнего солнцестояния на Северо-востоке и Юго-востоке, и затем на Северо-Западе и Юго-Западе. Соединительные линии из этих точек имеют форму X, добавив к этим линиям линию Север-Юг  получим разделенный на 6 частей древний знак колеса. Затем, удалив внешний круг, мы получим Руну Хагал4 (Hagall).

С далёкого Севера наши предки принесли с собой основополагающий опыт, который был для них очень важен и теперь стал также особенно важен для нас, так как мы вновь обретаем наше наследие. Открытие предков было следующим: на Крайнем Севере Лето и Зима борются друг с другом, как борются силы света и тьмы. Темная Зима с её жестокостью и холодом, казалось, победила короткое, бесплодное Лето. Но все же Лето возвращалось год от года, несмотря на энергию Зимы. Если бы этого не происходило каждый год – это означало бы смерть скандинавского Народа. Грустный и подавленный он наблюдал как круг Солнца становился всё меньше и меньше в конце Лета. Солнце становилось слабым, старым, бледным. Его путь становился короче, оно поднималось только на несколько часов, а затем опускалось в холодное Северное море, как будто проглоченное монстром в День Середины зимы. Солнце было мертво и лежало в ледяной могиле. Вопрос «осталось бы Солнце похороненным?» имел равное значение вопросу «будет ли человечество жить или умрёт?». В День Середины зимы случилось чудо: Солнце поднялось из своей могилы. Оно родилось как рождается ребёнок и появилось перед радостным Народом, который чувствовал, что жизнь возвращается к нему. Это случалось каждый год. И каждый год наши предки отмечали этот день как свой самый главный праздник, как самую священную ночь в году. Они приветствовали Солнце горящими факелами, чтобы помочь освободиться от смертельных уз Зимы. Костры стали гореть и в весенний день, когда день и ночь становились одинаковой длины. И ясно было что Солнце, наконец, выиграло это сражение. В день Летнего солнцестояния Солнце одержало свою самую большую победу, а ночь опустилась на Землю всего лишь на нескольких часов. Эти празднования в конечном счёте стали самыми важным из всех.

Благодаря Сильному Солнцу стал возможен хороший урожай, после чего сила Солнца быстро уменьшалась и вела Его ещё раз к смерти, которая в свою очередь становилась Его новой жизнью. Нам повезло знать больше об этой ранней культуре нашего Народа, чем о некоторых более поздних периодах нашей истории. Издревле у скандинавских и германских народов существовали рассказы о смерти и воскрешении Солнца. Они – предмет почти всех наших предхристианских сказок, которые братья Гримм собрали и записали больше ста лет назад и, таким образом, сохранили навсегда.  Принцесса, подобно Солнцу, убитая жестокой зимней силой и возрожденная молодым героем – вот сущность всех этих историй, которые были удивительно разнообразны и которых было великое множество.

Человек также видел, что по тем же самым законам Умирает и становится Новыми всё вокруг него в Природе. Ежегодный цикл Солнца определяет ритм всех живых существ, животных и растений. Вся жизнь вращается от молодости к старости, от смерти к возрождению. И собственная жизнь человека следует за этим ритмом. Скандинавский человек знал, что его собственная жизнь дана ему человеком, которому суждено умереть. В знании своей собственной смерти он видел жизнь. Это было сущностью его верований и сутью его убеждений. То, что он узнал от Солнца, он видел в своих собственных лесах. Именно поэтому он полагал, что деревья были священными. Он предполагал, что целая вселенная была поддержана гигантским деревом. Поэтому у скандинавского человека на его празднованиях Костёр, Солнечное Колесо и Дерево присутствовали как обязательные символы. В древних историях мы также читаем о Дереве Жизни, которое растет на могиле матери и защищает молодую жизнь через своё благословение.

Всё идет, всё возвращается;
вечно вращается колесо бытия.
Всё умирает, всё вновь расцветает,
вечно бежит год бытия.
Всё погибает, всё вновь устраняется;
вечно строится тот же дом бытия.
Всё разлучается, всё вновь друг друга приветствует;
вечно остается верным себе кольцо бытия.

Фридрих Ницше

 

Празднование Йоля

Когда Ноябрь – месяц мертвых, прошёл, начинается время Йоля, время пробуждения Солнца от сна после зимней смерти и время рождения света из мрака долгой ночи. Хотя мы, немцы, больше не живём на далеком Севере и у нас теперь всегда есть и свет и тепло, для нас опыт предков по-прежнему очень важен. Мы всё еще чувствуем, что Йоль – самое большое празднование в году. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы праздновать его с нашей семьёй.

Расписание

Праздничное время начинается в конце 6-го дня Йоля (6 декабря), который раньше был днём Вотана5 и теперь является Днём Святого Николая, и заканчивается на 6-ой день января, который раньше был днём Фригг6 (в настоящее время Крещение), с главным празднованием Ночи Середины зимы, в ночь на 21 декабря. Праздничные дни начинаются с первого воскресенья декабря и содержат: 4 воскресенья, День Вотана (6 декабря) и Зимнее Солнцестояние (21 декабря). Двенадцать Священных Дней Йоля начинаются с ночи 24 декабря и заканчиваются в День Фригг на 6-ой день января. Эти 12 дней заполнены специальными празднованиями, особенно в Канун Нового года и в Новый год.

Венок Йоля

 

В первое воскресенье Йоля Йольский венок, украшенный красными лентами должен быть повешен в гостиной. Дом наполняется ароматами ели в преддверии наступающего праздника, а четыре свечи освещают темноту долгих зимних вечеров. Венок Йоля равнозначен Колесу Солнца и, поскольку он сделан из живых веток, напоминает нам о Дереве Жизни. Глава семьи должен пойти к своему знакомому каретнику или экипажному мастеру и попросить у него деревянное колесо диаметром приблизительно 50 – 80 см. Одна сторона у колеса должна быть отпилена так, чтобы колесо лежало на плоскости. Затем оно красится темно-коричневой или красной краской и становится Йоль-колесом Семьи СС и занимает своё место на низком столе или семейном сундуке в углу гостиной. Небольшой, молодой ствол дерева без ветвей, которому в верхней части придают форму вилки, помещается в центр колеса. Мы как бы воссоздаём Дерево Жизни, растущее из Солнечного Колеса, которое служит семье СС во всех праздниках в течение целого года. Вместо колеса телеги можно также вполне использовать сделанное плотником деревянное колесо, с вырезанным на нём крестом и украшенное рунами. Ствол дерева также устанавливается в центре. Он может быть заменён на ствол новогодней ёлки без веток. Важно, что деревянное колесо заменило бессмысленную чугунную подставку под новогоднюю ёлку, которой нет места в доме СС. Тоже самое касается электрических лампочек и ужасных стеклянных шаров. Теперь пропускаем в четырёх направлениях через вершину ствола красные ленты. Концы их связываем с ветками венка Йоля, который теперь висит свободно примерно на половине высоты ствола. Йольский венок сделан из связки маленьких сосновых прутьев, обвитых вокруг деревянного обруча (детский игрушечный обруч идеален). Четыре красных свечи закреплены на венке. Когда женщина готовит стол к воскресному кофе в первый день Йоля, она зажигает одну из свечей. В каждое из следующих трёх воскресений зажигается ещё по свече: таким образом огни медленно растут, несмотря на сокращающиеся дни, а новый свет, который должен позже зажечься на новогодней ёлке, исходит с бесконечным обилием. По еще одной древней традиции в первое воскресенье Йоля зажигались 4 свечи. Уменьшаясь каждую неделю на одну свечу они указывали на умирающий старый год, который должен был родиться заново из огней новогодней ёлки, в тот момент когда погаснет последняя свеча на Йольском венке.

Выпечка

Начиная с древних времен домохозяйки пекут пироги для Йольских торжеств трёх различных видов:

1. Плоское печенье в форме колеса

2. Имбирные пряники и миндальные булочки

3. Выпечка в специальных формах

Домохозяйка должна всегда иметь в виду, что Йольская выпечка имеет специальное значение. Она не только имеет приятный вкус, она часть праздника. Выпечка следовательно, как елка и венок Рождества и огни, является отражением праздника Солнцестояния. Поэтому женщина должна с гордостью хранить рецепты и старые формы для выпечки и использовать их вместо дешевых по-американски выглядящих продуктов. Пирог в форме колеса со свечой в центре должен быть в каждом доме. Имбирные пряники, в которых мёд и сироп имеют такой приятный вкус и которые заполняют весь дом своим ароматом, должны быть выпечены в форме сердца, звезды и колеса.

В конечном счете в каждом домашнем хозяйстве SS должны быть деревянные формы для миндальных булочек, такие как:

1. Петушок

2. Боров или кабан

3. Наездник — (Wotan на лошади)

4. Охотник — (Wotan)

5. Ткач или прядильщица — (Frigg)

6. Дерево Жизни

7. Человеческая пара.

Кроме того их дополняет печенье, вылепленное руками в форме рун. Это не трудно сделать, если раскатать тесто в форме длинной лапши. И тогда Рунические знаки такие как как Свастика, солнечное Колесо с четырьмя, шестью или восемью спицами, руна Одал во всех различных формах, спирали Солнца и крендели могут быть легко вылеплены. Миндальное печенье и булочки необычной формы должны быть и на Йольском венке и на новогодней ёлке.

 Новогодние песни и сказки

Праздник Йоль – особенное время для детей. Некоторые родители прилагают недостаточно усилий для того, чтобы скрасить эти унылые дни и долгие ночи. Но спросите себя, какие воспоминания остались у вас об этом празднике? В основном эти воспоминания родом из детства. Первые детские впечатления запоминаются надолго и оставляют глубокий след в душах наших маленьких граждан. Все более поздние празднества будут иметь значение только при условии, что интерес к ним зародился ещё в детстве. Поскольку в Германии старые обычаи и традиции непрерывно передавались от поколения к поколению,  у нас теперь есть свой новогодний праздник, которому завидуют другие страны. И мы должны позаботиться, чтобы эти традиции были переданы нашим детям в неизменном виде, пробуждая в них любовь к своей Родине и своему Народу, даря им чувство защищённости в современном напряженном мире. Во время праздника дети должны петь наши старые новогодние песни. Необходимо чтобы матери разучили эти песни с детьми и пели их со всем сердцем и душой. Праздничный вечер в местной школе поможет родителям, не знающим этих песен, разучить их со своими детьми. Наши лучшие Новогодние песни:

1. Berghoch im Walde

 2. O Tannenbaum, Du Trägst Einen Grünen Zweig

3. Hohe Nacht der Klaren Sterne

tannenbaum.jpg

 Йоль как никакой другой праздник – лучшее время, чтобы рассказывать сказки. Им тысячи лет. Если вы в состоянии читать между строк, то вам откроется более глубокий смысл событий во время Зимнего Солнцестояния. Читая сказки вы сможете не только сделать детей счастливыми, но расширить свои знания и увидеть более глубокий смысл Йольских дней и вашего расового наследия. Обычно рассказывают по одной сказке каждое воскресенье.

Первое Воскресенье: Красная Шапочка – ребёнок (Солнце) идёт в тёмный лес, чтобы посетить свою старую мать (Мать-Земля). Её проглотит волк. Молодой охотник освободит ребёнка и таким образом наступит возрождение года.

Второе Воскресенье: Белоснежка – принцесса идёт в дремучий лес и попадает в королевство Гномов (Мать-земля), но её губит мачеха;  принцесса спит на горе в стеклянном гробу (ледяная зима), её освобождает и приводит домой молодой герой.

Третье Воскресенье: Принцесса с золотыми волосами – принцесса с золотыми волосами (Солнце) заключена в башне (смерть Солнца), мир становится бесплодным и пустым; принц пытается освободить ее, но ему мешает злая невеста, когда приходит время – он освобождает принцессу.

Четвёртое воскресенье: Спящая красавица – принцесса входит в башню старухи-ткачихи и впадает в глубокий сон. Мир становится бесплодным и пустым. Молодой принц идёт к ней через колючую изгородь до тех пор пока не наступит подходящий момент (Зимнее Солнцестояние), тогда он будит спящую девушку поцелуем, мир просыпается в новом сиянии.

Также можно рассказать древнюю Сагу о Сигурде и Брунгильде и Стене Огня;

День Вотана и йольфест-тарелки

День Вотана отмечается 6-го декабря. В былые времена Бог наших предков пролетая по воздуху, навещал людей и был дружелюбен с ними, дарил им небольшие подарки. Он возвещал о начале Зимнего Солнцестояния и приходе Нового года. Христианская церковь заменила бородатого одноглазого мудреца на Святого Николая. Но во многих областях Германии его по прежнему называют Schimmelreiter – Всадник На Белой Лошади, который также известен как Рупрехт5 (Hruodprecht) – Сияющий Со Славой Вотан или просто Отец Йоля.

Семья СС должна собраться вместе и тогда визит Отца Йоля (Прим. – по аналогии с нашим Дедом Морозом, что приходит на Новый год к детям) станет незабываемым событием для детей. Они будут благодарить родителей за это в ближайшие годы. Но там, где посещение не может быть организовано, все члены семьи должны поставить свои йольские тарелки на подоконник. Они найдут их утром заполненными яблоками, орехами, печеньем – первыми вестниками будущего праздника. Каждый член семьи должен иметь свою собственную йольскую тарелку. Когда ребенок рождается, нужно подарить ему эту тарелку на Церемонии Имянаречения. Она может быть  оловянной, деревянной или керамической тарелкой, украшенной Деревом Жизни и надписями. Поскольку эта тарелка используется в течение всей жизни, она должна быть красивой, но не слишком большой. Она используется в дни рождения, чтобы зажечь на  ней свечи, в День Вотана, в Йольфест и в Новый год для подарков, в Первый день пасхи для пасхальных яиц, на Праздник урожая для яблок, во время Свадебной Церемонии для хлеба и соли, и во время похорон Свет Жизни должен быть погашен на ней.

 Дерево Йоля

После церемонии Зимнего Солнцестояния, на котором зажигались факелы, мужчины приносят домой одно из небольших деревьев, которые видели этот огонь. Дерево помещается в центр колеса Йоля и украшается огнями. Вечнозелёное дерево жизни (ель) устанавливается в гостиной, рассказывая о смерти тёмной зимы и возрождении новой жизни в ближайшее время.

Зимнее Солнцестояние в доме СС

Мы должны помнить значение Дерева Йоля, даже если мы купили его на рынке в городе. Это должно быть красивое высокое дерево с пышными ветвями, имеющее торжественный вид и создающее праздничное настроение. Оно должно стоять в «красном» углу  дома и должно быть украшено с большой заботой. Не начинайте приготовления в последнюю минуту, выбегая из дома, чтобы купить безделушки, которые предложит ближайший магазин. Есть ли что-то значимое в стеклянных шарах, мишуре и другой ерунде на Дереве Йоля для семьи СС? Колесо Йоля, которое поддерживало Венок, теперь служит основанием Дерева Йоля. Не должно быть ничего сверху Дерева, и его вершина остается свободной. Лучшем украшения являются зажженные свечи. Кроме того на нем должно быть повешено много красных яблок. Яблоко — символ предстоящей жизни, красный цвет Солнца. Другие символы с тем же самым значением – раскрашенные золотые и серебряные орехи и,  конечно, домашние фигурные миндальные печенья. Долгими зимними вечерами отец вырезает из дерева украшения в виде колеса и различной формы свастик. Они дополняют украшение Дерева. Основное впечатление всегда должна исходить от самого дерева, а не от украшений.

Празднование Йоля

Мы празднуем Йоль вечером, а не утром. Йоль – праздник новорожденного света и обновления жизни. Мы дарим подарки в этот день, проявляя уважение к другим членам нашего Народа и той роли, которую они играют в его жизни. Особенно ценны те подарки, которые даритель самостоятельно сделал и тайно положил под ёлку. В Германии Юльфест – праздник  семейный, не для посторонних.  Когда всё готово, семья собирается в соседней комнате для ужина. Праздничный стол должен быть накрыт с заботой. Это – начало празднования. Еда – существенная часть застолья; основное блюдо должно состоять из карпа, гуся, кабана или зайца. Этих животных традиционно едят в Йоль и они никогда не должны быть заменены другими блюдами. Трапеза должна начаться с короткой речи главы семьи. Не только подарки, но и все торжества должны быть полны сюрпризов. В канун Йоля отец зажигает свечу в керамическом светильнике, а все другие свечи зажигаются от этой свечи. На Дереве должны быть 13 свечей (12 месяцев плюс 13 обновление) или 27 (3 лунных недели каждая по 9 дней). Глава семьи оставляет три рядом стоящие свечи незажжёнными, звонит в колокольчик, приглашая жену и детей в комнату. Пока все восхищаются деревом, отец зажигает последние три свечи и говорит: «Этот свет должен гореть для наших предков, которые с нами сегодня вечером. Этот свет должен гореть для моих павших в войну товарищей, и этот свет должен гореть для миллионов наших немецких братьев во всем мире, которые празднуют Йоль с нами сегодня вечером.»

После этого все должны спеть песню «O Tannenbaum, Du Trägst Einen Grünen Zweig», без которого празднование Йоля немыслимо. После этого можно открыть подарки. Вечер должен быть тихим и искренним. В назначенное время вся семья будет слушать слова нашего Лидера и будет чувствовать связь, которая охватывает весь немецкий Народ. В течение вечера нужно показывать семейные фотографии, рассказывать старые семейные истории и придания.

Канун нового года и светильник Йоля

 

После 24 декабря следуют 12 дней и 12 святых ночей. Никто не работал в это время, Вотан  путешествовал по небу с армией Мертвых и Фригг (или фрау Холл) была во главе её.  В это время как можно чаще мы должны видеть свет новогодней ёлки. В Новый год праздник достигает своей высшей точки. Мы прощаемся со всем старым и с надеждой смотрим в будущее. Это очень веселое время. Дети запускают фейерверки и веселятся по-своему. Мать берет ложку для гадания. Эта ложка должна использоваться только для этой цели. В ложке расплавляется кусочек металла и выливается в миску с холодной водой. По получившимся фигурам предсказывают будущее. Родственникам посылают поздравительные открытки. В полночь, когда свечи на Дереве Йоля догорели, отец ставит на стол Светильник Йоля. Этот светильник со свечой надо зажигать на каждом семейном празднике. В конце старого года Семейная свеча сгорает, но ее пламя должно быть перенесено на новую свечу. Наши предки никогда не разрешали потухнуть огню в домашнем очаге, так и наш светильник должен гореть. Он становится маленьким символом неугасающего Солнца, и всем членам семьи предстоит подумать о сути этого ритуала, когда старая свеча года сгорела дотла и новая заняла её место.

В заключении статьи я хотел бы сказать вот о чём. Несомненно, что празднование Нового года своими корнями уходит в глубокую древность. Возрождение древних традиций, пусть даже интерпретированных – это плод сравнительно недавнего прошлого. Например, новогодняя ёлка в России после 1917 года была под запретом, а новогодний праздник попал под молот антирождественской агитации. Одно время был популярным такой стишок:

Скоро будет рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.

Так продолжалось до 1935 года, когда идеологи сменили тактику и стали трактовать ёлку как атрибут не рождественского, а новогоднего праздника. И тут я не могу удержаться от определённого рода аналогий – у нас тоже был довольно подробный сборник статей, методичка для воспитателей детских садов по тому, как надо правильно праздновать советский новый год… Но это уже другая история


1в разных германских языках Yule, Joel, Jul, Jol, Yuil

2В 1935 году официальная газета папы «Osservator Romano» писала, что обычай устанавливать новогоднюю ёлку к рождеству есть «остаток языческих обычаев».

3Фриц Вайтцель (27 апреля 1904 — 19 июня 1940), обергруппенфюрер СС.

Он стал членом нацистской партии в 1925 году и СС в 1926 году. В 1939 году Вайтцель написал книгу о торжествах в семье СС с описаниями праздников, которые должны были отмечаться женатыми мужчинами и их семьями. Вайтцель был одной из ключевых фигур в политике Гиммлера, касающейся культурных аспектов СС.  Его усилиями была воссоздана немецкая языческая религия. Фриц Вейцель погиб во время воздушного налёта на его родной город Дюссельдорф в июне 1940 года.

4H-руна, Hagal, Hag — All, All — Hag, Все-Бог, Вальхалла, Все-Мир, Все-Человек. Преграда, ограждать, окружать, скрываться внутри себя, объять всё, ключ ко всем рунам, к великой и священной Вселенной. Hagal – руна Мира, Древо Мира, на оси которого вращается весь духовный и физический мир. Руна священной семёрки (число чувств, звуков, цветов, гармоний, число вечной мудрости божественного, всеобъемлющая Самость). Числовое значение – 7. 

5Вотан или О́дин — верховный бог в германо-скандинавской мифологии. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (конунг) – волхв (vielus), но, в то же время, бог войны и Победы, покровитель военной аристократии, хозяин Валгаллы и повелитель валькирий. Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего — в образе старца в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооружённый копьем. Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнёт его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу. Другим его именем является имя Рупрехт. Он – покровитель старых обычаев, родины, народа, и следит за порядком в святки. Вечером 6 декабря он первый посланник Йоля. Если дети очищали ее ботинки, то могли получить небольшие подарки из леса. Прутья или розги, которыми Рупрехт касался или похлопывал детей – это важная составляющая традиции. Искажённая христианством она не была наказанием; это был ритуал передачи жизненной энергии и силы.

6Фригг — жена Одина. Считается, что Фригг знает все судьбы мира, но об этом не говорит. Она – пара волхву Одину, и естественно, должна была бы обладать вещей функцией. Фригг связана с прядением и ткачеством. Как замужняя жена она сидит дома и занимается этими домашними делами. В Норвегии было поверье, что в пятницу (день Фригг) нельзя было делать определенные вещи, чтобы не навредить ткачихам в их работе. В Нижней Саксонии Фригг – Фрау Хольда.  Это седовласая старуха, портящая работу ленивых прях и поощряющая работящих. Удивительным образом это соотносится со славянским образом Параскевы–Пятницы (Макоши в язычестве), которая покровительствует прядению. Параскева–Пятница тоже баба строгая и налагает запрет на само прядение в пятницу. Макошь же в блаженном язычестве была также богиней случая. Возможно, это какой-то общий архетип богини, покровительствующей замужним бабам, прядению и ткачеству, а также строгому соблюдению правил.

7Фрагменты из еженедельного обозрения Die Deutsche Wochenschau, 1940 и 1942 год

Добавить комментарий