Вильгельм Нойхаузер (Wilhelm Neuhäuser) / [13.12.1885, Кацхютте (Katzhütte, Тюрингия) — 01.01.1960, Дахау]
Вильгельм Нойхаузер и проф. Каспар Шмид, 1938
Вильгельм Нойхаузер (Wilhelm Neuhäuser) / [13.12.1885, Кацхютте (Katzhütte, Тюрингия) — 01.01.1960, Дахау]
Karl Stuhlmueller (около 1890 года), рыночная площадь в Дахау.
Для Вильгельма Нойхаузера выбор Дахау местом жительства был более или менее случайным и возник он не из-за очарования местных пейзажей, как это было со многими художниками, решившими здесь поселиться. Дахау и его окрестности были любимы немецкими художниками в конце 19 века и изображены на многих картинах. Если интересно, я рекомендую посетить Галерею живописи Дахау, где в постоянной экспозиции находятся более 200 картин. Бывший обер-бургомистр Доктор Лоренц Райтмайер постарался, насколько возможно, собрать все эти произведения воедино. Они вошли в серию из 4 книг и включают 4718 художественных произведений от 1251 художника, серия называется – Dachau / Ansichten aus zwölf Jahrhunderten. Однако, не забегая вперёд, обратимся к годам предшествующим.
Вильгельм Нойхаузер родился 13 декабря 1885 в Кацхютте (Katzhütte) в Тюрингии, в семье торгового агента. Художественные наклонности проявились у него уже в раннем детстве. Талант, данный ему от природы, был связан с изобразительным искусством и совершенствовался с годами, всякий раз открывая для художника всё новые перспективы для творчества. После окончания школы Нойхаузер учился в ремесленном училище в Нойштадт-Кобурге, затем в школе прикладного искусства в Дрездене. Уже тогда он начал создавать для тюрингских фарфоровых заводов небольшие скульптуры, преимущественно фигуры животных.
Попугай, Нойхаузер, [1920/25] |
Сова, Нойхаузер, [1930-е] |
Крапивник, Нойхаузер,[Schwarzburger Werkstätten,1920-е] |
Хохлатая синица, Нойхаузер,[Schwarzburger Werkstätten,1920-е] |
Для продолжения образования Нойхаузер переехал в Мюнхен и учился в Городском ремесленном училище и в Баварской школе прикладного искусств, где познакомился и подружился с Теодором Кернером (Theodor Kärner), работавшим в это время скульптором на фарфоровом заводе Нимфенбурга. Кернер способствовал принятию Нойхаузера в штат фабрики и зачислению его на должность скульптора в 1911 году. Но уже в 1913 году Нойхаузер покинул Нимфенбург ради учёбы в Мюнхенской академии изящных искусств, в студии профессора Генриха фон Зюгеля (1850-1941), у которого обучались не только художники, но и скульпторы. Зимой занятия были в Мюнхене, а летом на природе, в Пфальце (Pfalz), в долине старого Рейна. Генрих фон Зюгель предпочитал работать на пленэре, как в своё время художники-барбизонцы. У Зюгеля Нойхаузер учился семь семестров, но с началом мировой войны был призван в армию. Блокнот для рисования всегда был в его армейском ранце…
Дахау, на пленэре.
Гостиница «Три розы»
После окончания Первой мировой войны, в 1919 году в поисках подходящего места работы Нойхаузер приехал в Дахау, который был очень популярным местом среди художников. Пик его популярности пришёлся на последнее десятилетие XIX века и первое десятилетие ХХ века. В начале века говорили, что каждый десятый пешеход, которого встречали на улицах города, был художником. Гостиницы принимали любезно многих, жильё было очень простым. Комнаты на чердаках перестраивались в мастерские и были очень дешёвыми, сдавались внаём по 5 марок в месяц. Вильгельм Нойхаузер поселился в гостинице «Три розы» на Мюнхенской улице, в маленькой студии, которую прежде занимали ученики Зюгеля Арнольд Мёллер (Arnold Möller, 1886–1963) и Отто Струтзель (Otto Strützel, 1855–1930), переехавшие в район Этзенхаузен. Это было действительно примитивное жильё, но оно сделало возможным брак Нойхаузера в 1920 году. В течение следующих четырех лет счастливая пара жила в «Трёх розах», у них родилась дочь Фрея. В 1925 году художник Вилли Орт (Willy Orth) эмигрировал в Америку и молодая семья заняла его дом на Фельдигльштрассе в Дахау. 25 декабря того же года у Вильгельма Нойхаузера родился сын Армин, в будущем тоже весьма одарённый художник. 25 лет прожила семья Нойхаузера в доме на Фельдигльштрассе. Земельный участок был большим, в саду были цветы и фруктовые деревья – рай для двух подрастающих детей. Места было достаточно даже для многочисленных животных, которые служили скульптору моделями. В частности, в саду стоял большой вольер с птицами. «Мои модели животных, в особенности фарфоровые птицы, рождались из большого труда и терпения. Часто я начинал лепку только после того, как делал 20 и большее карандашных набросков и почти никогда не использовал фотографии. Я накрывал клетку с робкими птицами платком, в котором была дыра размером с орех, через которую я мог наблюдать за ними». (Schaulade. März/1927)
Попугай ара на опрокинутой корзинке с плодами, Нойхаузер, 1930-е годы
Для фарфоровой мануфактуры в Аллахе Вильгельм Нойхаузер сделал всего одну модель – это сова под номером 85, и появилась она в прейскуранте фабрики вероятнее всего благодаря давнишней дружбе двух скульпторов – Кернера и Нойхаузера. О том, почему модель была всего одна, как и в случае с другим скульптором, Вилли Зюгелем (Willy Zügel), можно только гадать. Как и Зюгель Нойхаузер не был штатным скульптором мануфактуры.
Сова, Нойхаузер [мод. № 85, Allach, 1938]
Будучи сам ветераном мировой войны, Нойхаузер считал свою профессию совершенно мирной, но Вторая мировая война принесла в его семью большое горе: 8 марта 1944 в военном госпитале Люблина от полученных ран умер его 19-летний сын Армин. Последние годы жизни отца были омрачены этой трагедией. В 1951 году в галерее Lenbach в Мюнхене была устроена выставка Армина Нойхаузера показывающая, какой многообещающий талант погиб в этой войне. В 1950 году Вильгельм Нойхаузер переселился с женой и дочерью в бывшее ателье Германа Штокманна на Мюнхенской улице в Дахау. Там он скончался 1 января 1960 года. Скульптору было 74 года.
Творчество Вильгельма Нойхаузера можно разделить на две части. Ибо он и скульптор и живописец. Прежде всего скульптор. Тематика его произведений постоянно расширялась: от скульптурных фигур экзотических животных, исследования которых он проводил в зоологических садах Лейпцига, Франкфурта-на-Майне и Мюнхена, до фигур религиозной тематики. Ещё одним направлением в секторе керамики были его майолики. Наряду с керамикой Нойхаузер воплощал отдельные свои произведения в бронзе. В возрасте 35 лет скульптор увлёкся работой по древу и камню, выполняя наряду с мелкой пластикой большие скульптурные работы. И вновь его талант раскрылся с ещё одной стороны – в портретной скульптуре…
Портрет Шопенгауера, Нойхаузер, 1935 |
Детский портрет, Нойхаузер, 1934 |
Портрет художницы Марии Ландер-Шёллер, Нойхаузер, 1934 |
В 1954 году в Дахау открылся фонтан работы Нойхаузера, напоминающий о временах, когда жители города тушили пожары передавая вёдра с водой по цепочке, а воду набирали из нескольких фонтанов в центре старого города. Начиная примерно с середины 17 века каждый житель города должен был иметь ведро на такой случай. Фонтан изображает святого Флориана – защитника от пожаров, в пожарной каске и с пожарным ведром.
Занимаясь скульптурой Нойхаузер постоянно рисовал, но если его карандашные наброски и эскизы были подготовкой к будущим скульптурам, то его живописные работы можно определить как «вещь в себе». Его рисунки – это тонкие природные исследования. Нойхаузер владел всеми живописными техниками, но предпочитал работать с акварелью в соответствии с классическим правилами, т.е. без кроющих красок. Когда ему было уже 69 лет, художник освоил новую технику сграффито1. Вильгельм Нойхаузер – трудолюбивый и универсальный художник, оставивший след не только в мировой художественной культуре, но и в художественной жизни своей второй родины – Дахау, одна из улиц которого названа его именем – Wilhelm—Neuhäuser—Straße. В творчестве Нойхаузера нет внезапных перемен или неожиданных перерывов. Большой художник, он пронес своё искусство через две мировые войны и относился к нему не поверхностно. Вильгельм Нойхаузер пиcал: «Я не могу понять тех искусствоведов, которые считают, что художник должен регистрировать дух времени, расколотый и разорванный стрессами. Вместо того, чтобы давать во времена упадка то, чего вам не хватает – гармонии».
По материалам статьи Der Dachauer Bildhauer und Maler Wilhelm Neuhäuser
Aus Anlaß seines 10. Todestages am 1. Januar 1970 Von Prof. Dr. Otlilie Thiemann-Stoedtner, использованы фото hermann-historica.com, фото из частных коллекций
1Штукатурка сграффито (от итал. — «выцарапанный») представляет собой рельефный рисунок, получаемый выцарапыванием на тонких верхних слоях специально нанесенной цветной штукатурки до обнажения нижележащих слоев.