Белое золото

«Белое золото – так называют самый благородный керамический материал – фарфор. В достойных восхищения художественных формах он – наслаждение для глаз, его безупречный белый цвет воодушевляет…»

«Белое золото – так называют самый благородный керамический материал – фарфор. В достойных восхищения художественных формах он – наслаждение для глаз, его безупречный белый цвет воодушевляет. Фарфоровый завод Allach – образец творческого отношения и сотрудничества с замечательными художниками, высочайшего качества материалов и низкой цены».


Рекламные объявления Rosenthal/Allach из газеты «Nordland», выпуск 24 и 25 (15 июня и 22 июня 1940 года)

В начале статьи я хочу привести одну интересную цитату: «Фабрика Allach сама не производила посуду, которая шла под её маркой в торговлю. Она заказывала формы у фабрики Розенталь, в Зельб, Бавария. Позже, в рамках урегулирования её отношений с Allach, формы перешли на фабрику «Богемия», как только она стала способной на изготовление посуды в соответствующем объеме». Это выдержка из «Минден-доклада», записанного в британском лагере «Минден» для интернированных в 1946 году со слов доктора Ганса Хоберга (Hohberg) – аудитора главного административно-хозяйственного управления СС,  доктора Лео Фолька – личного помощника Освальда Поля и начальника SS-WVHA Карла Мумментлея1. Цитата эта требует пояснения. В 1940 году фирма Розенталь, в результате ариизации сменившая руководство, позволила фабрике Allach использовать  некоторые формы своих моделей для производства посуды под маркой Allach. Новый модельный ряд был скомбинирован из столовых предметов модели № 660 «Helena» Вольфганга фон Верзина2 (Wolfgang von Wersin) и частей сервиза «Winifred»3 (названного в честь Винифред Вагнер) модели № 6201 Фридриха Флейшманна (Friedrich Fleischmann). В качестве декоративного элемента ручки столовых предметов Аllach имели форму жёлудя. Носик кофейника «Winifred» был заменен на короткий носик. Другие его части, такие как: тарелки, блюда, суповые тарелки, чашки с блюдцами, молочник и маленький кофейник с точностью до нескольких миллиметров соответствуют размерам этих двух частей посуды Rosenthal.

Вольфганг фон Верзин, сервиз «Helena» Фридрих Флейшманн, сервиз «Winifred» Вольфганг фон Верзин, фрагмент тарелки из сервиза «Helena» с характерным «бортиком»
Вольфганг фон Верзин, сервиз «Helena» Фридрих Флейшманн, сервиз «Winifred» Вольфганг фон Верзин, фрагмент тарелки из сервиза «Helena» с характерным «бортиком»

Начало выпуска посуды Allach можно ограничить временным промежутком между декабрём 1939 и июнем 1940 года. В годовом отчёте за 1939 год фабрики сообщается: «Для увеличения объема продаж запланировано предоставлять наши изделия большему кругу торговцев через сервис магазинов Розенталь, а также принять ему на себя продажу изделий «Bohemia» на условиях консигнации»4. Вполне вероятно также, что самые первые фарфоровые столовые сервизы выпускались именно фабрикой Розенталь под маркой Allach. Столовый сервиз из 45 частей на 12 человек и кофейный сервиз на 12 человек из 30 предметов рекламировались в газете «Nordland». Первый продавался по цене 90, второй по цене 48 рейсхмарок.

Посуда Rosenthal/Allach Посуда Rosenthal/Allach Посуда Rosenthal/Allach

Посуда Rosenthal/Allach, части кофейного и столового сервизов

Посуда Rosenthal/Allach, части столового сервиза с росписью.

Посуда для фюрера

Новая рейхсканцелярия, 1939 год

Рейхсканцелярия – имперская канцелярия, располагалась в Берлине на Вильгельмштрассе 77, в бывшем дворце князя Антона Радзивилла. Она обосновалась в этом здании в 1871 году по настоянию Бисмарка. Это учреждение прежде всего отвечало за связь рейхсканцлера с империей и государственным аппаратом. В 1928—1930 годах была сооружена пристройка к зданию. В 1932—1933 годах дворец рейхсканцлера служил также временной служебной квартирой президента Германии Гинденбурга. В 1934—1935 годах в здании была проведена реконструкция, созданы новые жилые и служебные помещения для рейхсканцлера Адольфа Гитлера. В 1938 году Альберт Шпеер спроектировал здание новой рейхсканцелярии. Примерно через год новая рейхсканцелярия была полностью построена. Не берусь назвать поимённо все фарфоровые фирмы, чьей посудой пользовались в рейхсканцелярии, но посуда, выпущенная фарфоровой мануфактурой Allach, в рейхсканцелярии была. Согласно дополнению к годовому балансу от 31 декабря 1941 года имперская канцелярия должна была PMA сумму в 6 565,65 рейхсмарок, которая оставалась окрытой ещё до 31 марта 1942 года. При этом могла идти речь о неоплаченных платежах за посуду Rosenthal/Allach.

Далее я хотел бы затронуть весьма интересную и непростую тему. Речь пойдёт о столовых предметах с имперским орлом и инициалами AH. Оговорюсь в самом начале: я не делаю однозначных выводов. Я лишь привожу аргументы «за» и «против». До настоящего времени нет документального подтверждения – фото или киноматериалов её существования. Тем не менее хотя бы раз в год, а то и чаще, она появляется и на аукционной продаже и у частных продавцов. Попробуем разобраться хотя бы в части этого вопроса. Некий Петер фон Цан (Peter von Zahn) в своих воспоминаниях (Голос первого часа. Избранное 1913-1951. Дюссельдорф 1991, стр. 269) пишет следующее о своём посещении имперской канцелярии в 1945 году с норвежцем Расмуссеном: «Немецкое гражданское лицо, слуга в имперской канцелярии, предложил нам фарфоровую посуду. Тарелки были украшены свастиками, орлами и инициалами АH, весьма варварски оформлены. Они должны были стоить, я полагаю, 10 сигарет за штуку и, так как у нас их было не много, Расмуссен предложил человеку принести дюжину в нашу квартиру. Он так и сделал…».

Петер фон Цан не пишет непосредственно о посуде Allach, но описывает, тем не менее, деколь, похожую на ту, что была на вазе, подаренной фюреру к его 5о-летию. Вероятность того, что теоретически такая посуда могла быть в рейсканцелярии достаточно велика. Но вот что настораживает, а именно – большое количество «фантазийных» столовых сервизов с надглазурным клеймом Allach, появившихся ещё в 70-80 годы с такой деколью – переводной картинкой с золотой эмблемой. Существует также версия, что чуть ли не один из авторов первой книги о фабрике Allach (Michael J. Passmore and Tony L. Oliver: «SS Porcelain Allach», 1972, T.L.O Publications) инициировал выпуск фальшивок. Наконец, нужно иметь в виду и то, что для повышения стоимости обычной тарелки достаточно маленькой переводной картинки с золотой эмблемой. Она выжигается в муфельной печи и, так как золото всегда обрабатывается на глазури, копию от оригинала отличить весьма затруднительно. А теперь, к примеру, представьте себе настоящую тарелку Allach/Rosenthall, на которую в наши дни фарфоровый мастер по всем технологическим правилам нанёс такую эмблему… Возможно, это объясняет относительно частое появление на рынке фарфоровых предметов с гитлеровской эмблемой.

Посуда Allach/Rosenthall в дальнейшем должна была быть заменена на так называемую «дипломатическую посуду» Вильгельма Вагенфельда5. Об этом докладывал Мумментлей Освальду Полю 25 сентября 1943 года: «Такой же договор как с Лёффельхардтом6 был заключен с Вагенфельдом. Тем не менее, этот договор в настоящее время не имеет практического значения, так как в обозримом времени ни в производственной программе PMA, ни в Bohemia его модели не планируются в производство.. Переговоры с В. (Вагенфельдом – прим.) должны вестись с особенной осторожностью: он был уже готов заключить договор с Розенталем, который мог быть выигран с большими трудностями для PMA. Недавно он попросил позволить ему сотрудничать с фабрикой Hutschenreuther (Хутченройтер). До сих пор он снова и снова избегает обсуждение поправок к его договору. Для того, чтобы PMA не потерять В., я прошу дать своё согласие приостановить переговоры до тех пор, пока посуда по его моделям не будет принята в производственную программу и, вместе с тем, договорные изменения не будут иметь для Bohemia практического значения».

Больше в отчётах проекты Вагенфельда не упоминаются.

В 1943-1944 годах товарные остатки посуды Rosenthal/Allach выдавались семьям СС и семьям полицейских, пострадавшим во время бомбёжек.

Керамическая посуда

Керамический сервиз Allach

Керамическая посуда, вероятно, была выполнена впервые в 1939 году. В статье, напечатанной в газете «Чёрный корпус» Das Schwarze Korps и посвященной открытию выставочного и торгового помещения фабрики 1 апреля 1939 года, на одной из иллюстраций можно видеть два по-разному декорированных керамических сервиза. Такая посуда выпускалась весьма короткое время, это было связано с техническими проблемами глазури. На керамических предметах ставилось клеймо – сдвоенные руны, инициалов художника или художников не было. Среди гипсовых моделей, представленных в документе 1948 года,  отмечен фарфоровый кофейник на 0,6 литров и 1 литр, авторство в документе приписано Теодору Кернеру. Мне кажется это весьма сомнительным. Другие его работы над керамической посудой до сих пор не были известны. Вероятнее всего автором был Франц Надь и, возможно, вместе с сыном.

Kaffeegeschirr-Allach1.jpg

 

Бывший арестант концентрационного лагеря Дахау Карл Адольф Гросс пишет в своей книге воспоминаний о 5 апреля 1944 года: «… Даже в пасхальный понедельник мы должны были прийти. Наши кофейники, суповые миски, Зейдлиц-кирассиры, Финские медведи должны быть завершены…». О последних днях войны Гроcc пишет следующее: «Хартманн, югослав, рассказывал мне, что сегодня упаковывают его последние фигуры. Прощайте Зейдлиц-кирассиры, прощайте знаменосцы, гитлеровские бюсты и медведи, подсвечники жизни, кувшины и чашки и прочие произведения из тонкой глины…». После освобождения концентрационного лагеря Дахау американцами Гросс посетил своё бывшее место работы: «Лагерь, где хранились тонкие произведения из фарфора превратился в музей тысячи осколков; всё то, что не могло быть взято с собой, было разбито; только чайники, которые стояли в больших ящиках, остались целыми».

Керамическая столовая посуда Allach, кофейники и чайник. Фото Arthur Meyer.

 

В статье использованы фото hermann-historica.com, pastbuy.net, фото из частных коллекций

1Karl Mummenthey – SS Obersturmbannfuehrer (подполковник) и начальник 1-го Управления WVHA – Главного административно-хозяственного управления СС (Wirtschafts-Verwaltungshauptamt; WVHA). После ареста Карл Мумментлей находился в Миндене в лагере для интернированных с ноября 1946 по январь 1947 года вместе с Гансом Хохбергом и Лео Фольком. Там интернированные давали показания, записанные в так называемом «Минден-докладе». В нём на 244 страницах было описана структура Главного административно-хозяственного управления СС и его экономических предприятий. «Минден-доклад» фигурировал на Нюрнбергском процессе. Фото с киноплёнки Национального управления архивов и документации (NARA), Нюрнберг, Германия, 4 февраля 1947 года. Mummenthey.jpg
2Вольфганг фон Верзин (Wolfgang von Wersin, 1882–1976) родился в 1882 году в Праге. Он изучал архитектуру в Technische Hochschule в Мюнхене (1901–1904) и параллельно (1902–1905) занимался рисованием и живописью в «Учебном и испытательном ателье прикладных и свободных искусств». В 1909 году он начал работать в качестве дизайнера для многочисленных фирм. В 1912 году Верзин начал работать дизайнером в фирме «Дойче Веркштеттен АГ» и быстро завоевал известность своими эскизами мебели, обоев и керамики, а также проектами выставочных павильонов, выполненными им как архитектором. В 1929 году он стал руководителем «Новой коллекции», основанной в 1925 году отдела ремесленного искусства при Национальном музее. В период 1936 по 1938 год он разработал дизайн столового сервиза «Елена» для фарфорового завода Розенталь. Фарфоровая мануфактура в Нимфенбурге обязана архитектору и дизайнеру Вольфгангу фон Верзину созданием эскизов нескольких наиболее выдающихся своих сервизов. Его сотрудничество с фабрикой продолжалось вплоть до 1960-х годов.
3Вагнер, Винифред (Winifred Wagner, 1897–1980), невестка композитора Рихарда Вагнера, жена его сына Зигфрида. Близкий друг Адольфа Гитлера. Родилась в Англии в 1894 году, была приёмной дочерью ученика Франца Листа Карла Клиндворта. В 1915 году вышла замуж за Зигфрида Вагнера, который был старше её на двадцать пять лет. Весной 1923 года она познакомилась с Гитлером, тогда начинающим политиком. Гитлер был частым гостем в доме Вагнеров в Байрейте, особенно после смерти в 1930 году Зигфрида Вагнера. Ходили слухи о том, что он собирался жениться на Винифред. Благодаря Гитлеру, ежегодный оперный Байрейтский фестиваль, которым руководила Винифред, получал постоянную финансовую поддержку правительства.

4Форма комиссионной продажи товаров путем их передачи владельцем товара (консигнантом) комиссионеру (консигнатору) для продажи со склада комиссионера, играющего роль посредника. Право собственности на товар вплоть до его продажи остаётся за поставщиком товара. Хранение товара на складе и предпродажная подготовка осуществляются за счёт владельца, однако, забота о продаже товаров, а именно маркетинг, в частности реклама, осуществляется консигнатором за его счет.

5Вильгельм Вагенфельд, Dr. Wilhelm Wagenfeld (1900–1990) Доктор Вильгельм Вагенфельд – знаменитый выпускник Баухауса. «Все полезные вещи должны быть привлекательными, иначе они не выполняют свою цель». Выдающийся немецкий дизайнер, один из пионеров промышленного дизайна. Родился в Бремене, где закончил художественно-промышленную школу. В 1919 году продолжил образование в Государственной академии рисунка (Ханау-на-Майне).
С 1923 года студент Баухауса, специализирующийся по металлу в мастерской Ласли Мохой-Надя. В это время Вагенфельд проектирует свои первые промышленные изделия (настольная лампа с полусферическим колпаком из молочного стекла, 1923-1924 гг.). В 1926 году Вагенфельд становится ассистентом, а в 1929 году мастером (профессором) и руководителем мастерской по металлу. В 1931-1935 гг., а затем в конце 40-х преподает в Берлине. Вагенфельд сотрудничал с заводом Розенталь с 1936 года. Всю свою жизнь Вагенфельд оставался приверженцем эстетических и профессиональных принципов Баухауcа.
6Генрих (Хайнц) Лёффельхардт (1901–1979) верил в универсальную ценность эстетически хорошего дизайна. «Я хотел, чтобы мы никогда не пренебрегали эстетикой дизайна … даже кофейник может быть рассмотрен с разных сторон как скульптура». «Для того чтобы создать серию, дизайн, во-первых, должен быть настолько хорош, чтобы его стоило дублировать».

 

Добавить комментарий