В дополнение к теме новогодних праздников ещё одна небезынтересная статья, опубликованная в национал-социалистическом журнале для женщин Frauen Warte. Журнал издавался с июля 1932 по весну 1945 года раз в две недели. К 1939 году его тираж составлял почти 2 миллиона экземпляров. Предназначался он в основном для матерей и домохозяек и содержание его в довоенные годы было соответствующим – обзоры мод, выкройки, кулинарные рецепты, лёгкое чтение. Меня журнал заинтересовал тем, что в номере за 1938 год была опубликована, наверное, первая большая статья ещё об одном предмете, связанном с новогодними праздниками – это «Дуга Святой ночи» (Weihnachtsbogen) или рождественская дуга.
В дополнение к теме новогодних праздников ещё одна небезинтересная статья, опубликованная в журнале для женщин Frauen Warte. Журнал издавался с 1932 по 1945 год раз в две недели. К 1939 году его тираж составлял почти 2 миллиона экземпляров. Предназначался он в основном для матерей и домохозяек и содержание его в довоенные годы было соответствующим – обзоры мод, выкройки, кулинарные рецепты, лёгкое чтение. Меня журнал заинтересовал тем, что в одном из его последних номеров за 1938 год была опубликована, наверное первая большая статья ещё об одном предмете, связанном с новогодними праздниками – это «Дуга Святой ночи» (Weihnachtsbogen) или рождественская дуга. Вероятно, что это последний из материальных предметов, извлечённый в тридцатые годы из «пыли веков», как в своё время йольский подсвечник. Но в отличии от последнего он не имел такой ярко выраженной идеологической окраски и ритуалов с ним связанных. Поэтому не только пережил войну, но и довольно прочно поселился в немецких семьях как декоративный предмет рождественских праздников, правда в несколько изменённом виде.
Дуга Святой ночи
Как из земли произрастают, когда приходит время, травы и злаки, так и в немецком народе, год за годом, одни обычаи и символы сменяются другими. За внешней красотой и праздничностью немногие видят их истинный смысл. А он прост и возвышен, и необходимо, чтобы мы его осознали. Наши традиции с их символами – это праздник Жизни. Мы – народ Жизни. Все наши праздничные декорации – хвала и благодарение великой Жизни. Мы почитаем Бога, как создателя этой Жизни. Мы чтим традиции и тайный источник Жизни. Символы и традиции у нас в изобилии. Очевидно, что они различные по смыслу но, когда мы рассматриваем их как ключ к пониманию Жизни, то видим, что их богатство произросло от одного общего корня. Сейчас наступило время, когда год подходит к концу. Урожай собран, рано темнеет и по-зимнему холодно. Солнце с его светом и теплом одаривает нас всё меньше, его лучи едва видны над горизонтом, дело идет к зимнему солнцестоянию. В эти дни мы вновь подтверждаем нашу веру в бессмертие, в возвращение света и Жизни. Мы собираем наши внутренние силы для нового посева и новых действий. И эта вера даёт сосредоточение сил, чудесным образом выраженное в наших символах. Простые и естественные, рационально друг с другом связанные, они дают в итоге чистую картину. «Дуга Святой ночи» из Фрисландии1 является таким символом. Он настолько красив, что должен повсеместно применяться в Германии. То, что он был сохранён в Фрисландии, для нас большая удача, но нет причин ограничиваться только её территорией. «Дуга святой ночи» стоит в одном ряду с йольским венком и новогодней ёлкой. Мы хотим чтобы в новый год украшение наших домов становилось всё более богатым и более значимым, потому что мы народ Жизни. Вот значение «Дуги Святой ночи» и его наряда: согнутый прут из лещины образует маленькую солнечную дугу. Внутри неё – ветви Дерева Жизни, их вырезают из плюща, омелы или сосны. Они символы сопротивления зиме, символы верности и бессмертия. На ветвях дерева Жизни висят румяные душистые яблоки в красных лентах – яблоки Жизни. Четыре свечи, воткнутые в сплетение вечнозелёных ветвей делают дугу похожей на само зимнее солнце, которое становится всё меньше: сначала горят все свечи, потом три, две и одна. И тогда приходит Святая ночь, новое начало. Тогда, в последнюю ночь мать должна испечь выпечку, которая подтверждает доктрину Жизни. Она печет небольшое Дерево Жизни и две фигуры – мужскую и женскую. Из символа их брака вырастет новая Жизнь, которая гарантирует нам бессмертие. Это – дети и работа. Над Деревом Жизни висит руна Одал – знак крови и почвы2. Крест в виде древней формы свастики висит справа, напротив знака года, работы и Жизни. Это годовой круг с руной Хагал в центре – шестилучевой звездой, которая указывает все стороны света. Венчает всё петух, глашатай утра. Так же как он встречает новый день, он приветствует и новую Жизнь, новый плодотворный трудовой, яркий и счастливый год. Таким образом мы связываем простые вещи в один большой символ, который настолько прекрасен, что никто не сможет устоять перед его обаянием. Этому мы должны учить в наших семьях. Герхард Драбш |
1Фрисландия – историческая область, земля фрисов (фризов), германского племени, жившего в начале н. э. у берегов Северного моря
2«Кровь и почва» – Blut und Boden – лозунг в 20-х годах «почвеннического» направления в искусстве и литературе. Теория «Крови и почвы» получила новое прочтение после выхода книги Вальтера Дарре (1895-1953) «Новое дворянство крови и почвы» («Neuadel aus Blut und Boden», 1930), в которой он развивал идею расового и духовного обновления через развитие сельскохозяйственной экономики и отход от промышленного производства.